Новости

Комиссия Правительства одобрила законопроект о разрешении гражданам знакомиться с материалами прокурорской проверки

Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрен внесенный Минюстом России проект ФЗ «О внесении изменений в статью 5 ФЗ «О прокуратуре РФ». Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 18 февраля 2000 г. №3-П, пункт 2 статьи 5 ФЗ "О прокуратуре" не соответствует конституции.

Поводом к рассмотрению КС РФ статьи закона послужило обращение гражданина Б.А.Кехмана.

В жалобе он оспаривал конституционность указанной нормы, нарушающей, как он полагал, его права, предусмотренные статьями 24 (часть 2) и 56 (часть 3) Конституции РФ.

24 (часть 2) Конституции РФ:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

56 (часть 3) Конституции РФ:

Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции РФ.

КС РФ установил, что прокурор Ленинского района Самары отказал Кехману в просьбе ознакомиться с материалами прокуратурой проверки, предметом которой являлась законность действий администрации Ленинского района Самары при предоставлении ему жилья в связи со сносом дома, часть которого принадлежала ему на праве собственности. Ленинский районный суд Самары признал отказ прокурора правомерным.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского облсуда оставила кассационную жалобу без удовлетворения. Без удовлетворения оставлены также жалобы, поданные им в порядке надзора в Самарский облсуд и Верховный Суд РФ.

Принятые по заявлениям и жалобам Кехмана решения прокурора и судов обосновывались ссылкой на пункт 2 статьи 5 ФЗ «О прокуратуре РФ», согласно которому прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

В результате, Конституционный суд РФ признал не соответствующим главному закону страны (статьям 24 (часть 2), 29 (часть 4), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ) пункт 2 статьи 5 ФЗ "О прокуратуре РФ", так как по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он в любом случае приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа.

Также, Минюст предложил дополнить закон "О прокуратуре РФ" пунктом 4, в котором говорится, что ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, если материалы непосредственно затрагивают права и свободы заявителя.

Тем не менее, согласно законопроекту, человек не сможет ознакомиться с материалами проверки или документами, если в них содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.